Зачастую жители Краснообска могут наблюдать трогательную картину. Маленькие девочки с мамами, бабушками и папами спешат к Дому культуры. Их ждет их педагог — хореограф Наьалья Шелехова, которая на протяжении многих лет не одно поколение юных краснообцев приобщила к высокому искусству балета. И сегодня в стенах местного очага культуры готовятся новая концертная программа с концертмейстером Натальей Новгородцевой — балетные номера на музыку великих композиторов — Баха, Дворжака, Чайковского, Бизе-Щедрина… Несмотря на веяния времени, засилье массовой, так называемой «попсовой» культуры, не иссякает интерес к «разумному, доброму, вечному». И немалая заслуга в том скромных служителей искусства, которые не изменяют своему призванию, а неустанно, изо дня в день открывают перед своими учениками волшебный мир искусства.
Наталья Арнольдовна, как Вам удается с неизменным успехом, завидным постоянством находиться в творческом процессе, поиске, не изменять своему призванию?
Я об этом даже не задумывалась. Несмотря на трудности, у меня никогда не возникало желания, даже мысли, оставить свое занятие, я не представляю себя вне его. Вся моя сознательная жизнь прошла в балетном классе. Балет обладает поистине магической притягательностью. Вспомните Рудольфа Нуриева. Он баснословно богатый человек, но вся его жизнь была подчинена балету. Он проводил львиную долю своего времени в репетиционном зале, сидел на жесткой диете. Спрашивается, зачем ему самоограничение?
Балет — это мой мир, моя любовь. И я благодарна многим педагогам, которые открывали для меня новые горизонты в искусстве балета. Среди них — легендарная балерина Галина Александровна Балашова, которая по окончании Московского хореографического училища, как и народная артистка СССР Лидия Ивановна Крупенина, после Великой Отечественной войны приехала в Новосибирск. Московский десант танцовщиков заложил фундамент успеха Большого театра Сибири. Общение с Галиной Александровной для меня всегда драгоценно и актуально. Она — мастер, профессионал высочайшего класса. Судьба подарила мне Учителя. Она обучала меня не только искусству балета, но и жизни. Так же как и она, я хочу, чтобы для моих старших учеников танец стал жизненно необходимой потребностью.
Я все время учусь, не останавливаюсь на достигнутом. Что-то для творческого поиска я почерпнула в Центре искусства при НГУ под руководством Натальи Фиксель, сегодня преподавателем ГИТИСа. При ней танец был поднят на самый высокий уровень. Она прекрасно знала и классический балет, и модерн. В школе Фиксель была правильно поставлена система образования танцовщика, когда главный упор делается на базовую технику — классику.
Русский балет по-прежнему во всем мире пользуется большим успехом. Может, поэтому юные мальчики и девочки испытывают тягу к высокому искусству балета? На Ваш взгляд, в чем заключается разгадка феномена притягательности?
Не побоюсь показаться банальной, если скажу, что загадка русской души — в особой утонченности, чувствительности, обостренной восприимчивости. Классический танец же учит чувствовать. Не напрасно про него сказал великий поэт: «Душой исполненный полет». Как музыкальный инструмент можно настроить, так и наше тело, чтобы оно было красивым, здоровым. Классический балет — фундамент для правильного восприятия других видов танца. Классический балет дает целостное ощущение своего тела. Как ветка гнется под порывом ветра, так и наше тело не должно быть сковано напряжением, а наоборот — излучать гармонию, целостность, естественность.
К сожалению, танец разрушается нередко различными схемами, которые привносятся из спорта, из других техник. Танец развивается, обогащается новыми гранями, и это не может не влиять и на мое творчество. Но тем не менее, я убеждена, классический танец раскрывает наш внутренний мир.
Может, поэтому Вы создали коллектив для занятий зажигательным, зрелищным танцем — фламенко? Это дань моде или приобщение к другой культуре, музыке?
В любом народном танце заложена мудрость, особый ритм, пластика, органика. Я благодарна судьбе, что у меня на определенном этапе появилась возможность приобщиться к искусству фламенко, почувствовать его природу. Это яркий, стильный танец. Мои ученики с неподдельным вдохновением, удовольствием занимаются фламенко. Как известно, когда рождается вдохновение, жизнь озаряется светом, и любые трудности отходят на задний план. Я изучаю движения человека, возможности его тела, состояние его души в творчестве уже многие годы. Мне интересны и классический балет, и фламенко, и йога…
Есть ли среди Ваших учеников те, кто посвятил жизнь служению высокому искусству?
Так получилось, что мои первые ученики стали фанатами балета, продолжили образование в хореографическом училище. Многие из них работают в театрах — в Новосибирске и других городах. Первые мои ученики — это как первая любовь. Но для некоторых учеба в других учебных заведениях не оставляет времени для занятий танцами. Но, тем не менее, в старшей группе после окончания средней школы продолжают заниматься Настя Золотарева, Женя Бутеева, Анна Тепляшина… Я очень люблю всех своих учеников. Твердо убеждена, потенциал человека неограничен. Деревья бывают большими и маленькими, но от этого они не перестают радовать глаз и душу.
Сегодня мы готовим новую программу, пять интересных, красивых танцев. Все-таки наш коллектив носит звание «образцового». Конечно, балет — элитарное искусство. И не только потому, что для него требуется определенный генотип: гибкость, легкий прыжок, красивый подъем стопы, изящные линии тела, пропорции. Но важен и характер: упорство, самоотдача, намерение непременно достичь результатов, как в спорте. Только большая любовь к искусству дает право быть в его рядах. Если не сияют глаза от классической музыки, от тех ощущений, что происходят в теле, которые испытывает душа, трудно будет заниматься балетом. Требуется постоянный эмоциональный накал. Но в то же время балет — это изысканность, благородство, это еще и зримая музыка…
Насколько для Вас важны в учениках музыкальность, чувство ритма, умение слышать музыку? Какую роль классический балет играет в формировании музыкального вкуса, в приобщении к классической музыке Ваших воспитанников?
Для меня музыкальность — высший критерий одаренности, важный показатель в обучении. Я уже говорила, классический балет — это зримая музыка, тело должно станцевать не только ритм, но и мелодию. Мы с учениками при этом стремимся сохранить внутреннюю органику, правильное взаимодействие всех мышц. Балет и есть сама музыка, умение ее чувствовать.
Задача любого искусства, в том числе и балета, сохранить естество, живую природу человека, подаренную Богом. В то же время занятия классическим танцем учит снять ненужное напряжение, цементирует характер, воспитывает дисциплину. Здесь я не открываю Америку. Сегодня ребенок подвержен всяким влияниям, а балет, созданный веками, — это не уличная хореография; он не разрушает личность ребенка, а учит чувствовать, творить, и обогащает духовную жизнь.
|