Из всех видов человеческой деятельности более всего изменяет лик земли сельское хозяйство.
Обширные площади распахиваемых территорий с заменой природных ценозов посевами монокультур, интенсивное применение химических препаратов для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений, сведение лесов, нарушение сложившегося водного режима на больших территориях – все это приводит к разрыву многих ранимых звеньев сложных экологических цепей, вымиранию ценных организмов, другим противоречиям во взаимоотношениях Человека и Природы.
Путь к настоящей экологической грамотности должен лежать, особенно в юные годы, через глаза и сердце – так посчитали создатели музея агроэкологии и охраны окружающей среды в Сибирском НИИ земледелия и химизации сельского хозяйства в 1976 году - Виктор Степанович Гребенников и его ученики и помощники. Идея воплотилась в жизнь при поддержке первого председателя Сибирского отделения ВАСХНИЛ академика И. И. Синягина.
Необычность исполнения, убедительность, одухотворенность, доходчивость и запоминаемость экспонатов не оставляют никого равнодушными, и книга отзывов музея постоянно пополняется восторженными записями посетителей: «Это необыкновенный гимн жизни!»; «Лишь сегодня мы поняли, что природу – нашу кормилицу – надо по-настоящему беречь…». И на экскурсии посетителям обязательно напомнят, что с уничтожением даже одного вида живого существа, пусть самого неприметного, навсегда теряется уникальное состояние материи, которое никогда не воссоздаст никакая суперцивилизация ни в одной из галактик. И на это, если хорошо подумаешь, трудно возразить…
Над созданием музея Гребенниковы трудились всей семьей: много помогали дети Сергей и Ольга – тоже биологи и художники; хранителем и главным экскурсоводом была жена Виктора Степановича Тамара Пименовна Гребенникова.
«Тому, кто не был здесь ни разу, трудно описать необычность этого места, куда по приезде в Новосибирск обязательно совершают паломничества залетные гости из дальних городов и стран (залетал однажды, например, незабвенный Михаил Сергеевич)… На стенах «макропортреты» насекомых, в витринах — знаменитые «стереоблоки»: стопки стекол с объемным изображением цветка ивы, мухи-журчалки, личинок наездников, гипсовые слепки гусениц, лягушек, рыб — очень даже реалистичные и позволяющие не губить для коллекции живых тварей. Какие-то непонятные приборы, графические схемы на стенах… Впрочем, многие видели все это, а кто не видел — лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать».
Андрей Подистов. (Ж-л «Сибирские Огни» 1997 http://www.nsk.su/~sibogni/Greb.html)
Автор чудных, сияющих живыми красками и практически «живых» макропортретов Виктор Степанович говорил: «Несправедливо, когда насекомое изображают только сверху. Я как бы делаюсь маленьким-маленьким, встречаюсь на травинке со своим натурщиком лицом к лицу, прошу его попозировать, быстро делаю этюд (а они шустрые, долго позировать не любят), да непременно так, чтобы, сохраняя научную достоверность, передать и художественный образ. На «портрете» слоника Larinus хотел показать подмеченное мною сходство с крупным доисторическим зверем. А когда смотрю в окуляр на рогачика Sinodendron, хочется не только погладить его блестящие ямчатые бока, но и сделать так, чтобы это ощутили другие». Особенно эффектны изображенные художником насекомые с металлическим ярким блеском, радужно-переливчатыми покровами, а как сияет краснотелка, просто светится! К сожалению, репродуцировать такие шедевры в цвете типографским способом не удается, не получаются они и на цветных фотоснимках…
Биологический метод борьбы с вредителями представлен в музее в основном энтомофагами – насекомыми и пауками. Пытливый посетитель имеет возможность погрузиться в тайны жизни наездников (например, увидеть их личинок, изображенных объемно в стереоблоке с увеличением в 200 раз), муравьев, журчалок, тахин, заглянуть в очаровательные глазки паука-скакунчика, восхититься изысканно тонким силуэтом хищной мухи-зеленушки, мужественным поджарым «волком» – ктырем, жужелицей, запечатленной в технике кованой вороненой стали и т. д. и т. д. Знания о том, как привлечь, сберечь и способствовать процветанию наших маленьких друзей и защитников абсолютно необходимы каждому — и грамотному профессионалу (полеводу, садоводу), и любому из нас, кто хотя бы несколько раз в год ступает с асфальта на землю.
В музее Вам расскажут и об огромной роли насекомых-опылителей растений в жизни биосферы и человека, в частности, в семеноводстве сельскохозяйственных культур, а значит, и в продовольственной безопасности общества. Важной задачей является не только охрана, но и разведение диких опылителей, поскольку домашним пчелам не всякая работа под силу – нужны и другие «специалисты». Гребенниковым была разработана надежная методика привлечения и использования шмелей – лучших опылителей клевера, ценной кормовой культуры, позволяющая увеличить вдвое его семенную продуктивность. Удачный опыт одомашнивания и разведения пчел-листорезов Megachila rotundata (особая гордость ученого) в многотрубчатых гнездовьях оригинальной конструкции привел в свое время к 6-кратной их размножаемости и значительной прибавке урожая семян люцерны под Новосибирском. Почему лишь определенные виды диких пчел способны опылять люцерну станет ясно каждому, кто разглядит увеличенный динамический макет ее цветка, закрытый на сложный «биозамок».
Молодым и творческим естествоиспытателям, интересующимся кроме биологии, другими отраслями знаний, экспонаты музея Гребенникова открывают окно в увлекательный мир бионики. Насекомые древнее млекопитающих на 200 млн. лет. Отсюда – совершенство их средств связи, ориентировки, бурильных и иных инструментов, летательных аппаратов; такие хитрости как длительная консервация обездвиженной живой добычи. У гнезд подземных пчел создается мощное поле, останавливающее рост корней растений, чтобы они не повредили «строение», а обогнули на безопасном расстоянии. Часть экспозиции как раз посвящена открытому Виктором Степановичем (благодаря этим гнездам) эффекту полостных структур (ЭПС). Тончайшие оптические структуры чешуйки крыла бабочек создают необыкновенно красивые и стойкие окраски без красителей, нет в мире волокна прочнее паутины и т. д. и т. д.. «Патенты» насекомых – неисчерпаемая кладовая для ученых — техников, физиков, химиков, медиков, художников.
Любителей астрономии порадует уголок, где их ждет встреча с обломками каменных «пришельцев» из космоса, красочные зарисовки болидов, северного сияния и других небесных «спецэффектов».
Посетителям, проявившим неподдельный интерес к экспозиции музея и искреннее сочувствие экологическим проблемам, «в награду» могут показать уникальное монументальное произведение, не имеющее аналогов в мировом искусстве – сферораму «Целинная (реликтовая) степь». Внутри комнаты-многоганника, стыки и углы которого искуснейшим образом скрыты освещением и живописью в соответствии с точными астрономическими и геометрическими расчетами, зрителя окружает круговое изображение природы (с небом, солнцем, облаками), почти нетронутой человеком, точнее, начало распашки омско-казахстанской лесостепи в 1954 г. (на фото работа над макетом сферорамы)
Для цельности восприятия автором планировалось даже дополнить живопись настоящими запахами и звуками солнечного летнего дня, движущимся парящим в небе орлом, порхающими в потоках воздуха легкими макетами бабочек…
К горькому сожалению, завершить работу над сферорамой Виктор Степанович не успел. Осталось немного, но сделать это пока некому. Уникальное творение терпеливо ждет чьей-нибудь талантливой кисти и чуткого сердца.
В смутные годы перестройки и в силу ряда трагически сложившихся обстоятельств уникальный, единственный в мире музей чуть не погиб. Трудно себе представить и говорить об этом, но картины в сломанных рамах лежали на полу, по ним ходили ногами…
Спасли сокровище сотрудники института во главе с нынешним ангелом-хранителем и гидом музея Риммой Николаевной Фисечко, бережно отреставрировали, восстановили большинство экспонатов, в помещении сделан высококачественный ремонт. С 2002 года музей снова открыт для посетителей. И все это не было бы возможно без активной поддержки и заботы директора НИИ земледелия и химизации с/х Анатолия Николаевича Власенко. Музейной редкостью, само по себе, в наше время является еще и то, что с посетителей, как и раньше, не берут никакой платы, а сотрудники не получают ничего, кроме морального удовлетворения.
В прежние годы своеобразными «филиалами» музея были микрозаповедники для охраны полезной энтомофауны – небольшие участочки (1-2 га) лугово-степных и лесостепных биотопов, где был запрещен проезд, выпас скота, покос и вытаптывание трав и другая хозяйственная деятельность. В окрестностях Краснообска их было несколько. Там были проложены познавательно-воспитательные «экологические тропы», велась научная работа по разведению шмелей, диких пчел, других насекомых – друзей человека. Однако в 90-е годы ни один из этих островков жизни не уцелел. Приспичило что-то распахать под картошку, что-то угодило под застройку, где-то прорыли сточную канаву.… И теперь почти невозможно повстречать в наших местах не только «синюю птицу удачи», но и, скажем, осу-блестянку, бронзовку… Биологические виды вымирают, исчезают с лица планеты один за другим, а ведь человек – один их них. Ждем-с своей очереди?
Чтобы не заканчивать на пессимистической ноте, хочется выразить надежду, что идея восстановить под Краснообском хотя бы один микрозаповедничек получит какую-то поддержку. Начинать придется практически с нуля. Для того, чтобы предпринять такую попытку, нужны неравнодушные биологи, экологи, энтомологи и просто люди, которым не все равно. Может быть, «центром кристаллизации» этой идеи и станет музей Виктора Степановича Гребенникова, где жив его дух, а значит, должно жить и начатое им благое дело.
/Тем, кто заинтересуется технологией изготовления некоторых оригинальных Гребенниковских экспонатов, советуем заглянуть сюда: http://shpuntik.kulichki.net/sov00827.html#nul /
Адрес МУЗЕЯ АГРОЭКОЛОГИИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ:
630501, НСО, Новосибирский р-н, поселок Краснообск,
НИИ земледелия и химизации сельского хозяйства СО РАСХН.
Отдел информации института: (3832)- 48-06-55 (Петухов Анатолий Васильевич)
Фисечко Римма Николаевна: (3832)- 48-23-98 (доп. 120) в рабочие дни.
О. Старцева
Н. Соловьева
|