Часть первая
(ироническая)
Поэтическое творение под названием «Дом ученых — заслуженная гордость Краснообска» («Краснообск», № 22 от 13.06.09) в гиперболическом исполнении слаженного дуэта Л. Габовой и Н. Омельченко так взволновала наши сердца, что мы тоже рискнули постучаться в преддверие юбилея председателя Президиума Росельхозакадемии Александра Семеновича Донченко и выразить ему (как достойному продолжателю дел П. Л. Гончарова) особую признательность за личный вклад. В дело сохранения… уникальных люстр Дома ученых — гордости нашего поселка.
Как можем, «подпоём» и мы в унисон сладкоголосым певцам:
Забудь, Семёныч, про свою учёность,
Отложи все дела в углы самые дальние,
И продолжи стеречь ты в Учёных Дому
Люстры — самые хрустальные!
Как-никак они — гордость всего Краснообска,
Каковых «в Болгарии даже нет»,
И хоть учёных осталась спартанская горстка,
Зато люстры дают негасимый свет…
Часть вторая
(серьезная)
А если серьезно, то мы надеемся, что найдутся граждане, которым небезразлична судьба Дома учёных. Он проектировался не только «для проведения научных дискуссий, встреч, конференций учёных Сибири и Дальнего Востока», но и как объект культурно-просветительского назначения, как социальное явление, в котором в самых различных формах может и должно быть задействовано население (особенно это актуально для такого крупного поселка, каковым является Краснообск).
Для тех, кто об этом не задумывался — есть прекрасный пример для подражания под боком. Это Дом ученых большой академии — в Академгородке. Действительно замечательное начинание и более чем достойное продолжение — в качестве настоящего очага культурной жизни научного городка. Чего в нем только нет: и картинная галерея, и музыкальная студия, и литературная гостиная, и клубы изучения иностранного языка, и фотостудия, и театр. Всё даже сложно перечислить. А наш так называемый «Дом ученых» откровенно «простаивает» без дела.
В 90-е гг. наш ДУ превратился в шикарный ресторан и приют арендаторов, а теперь и вовсе — просто в рядовой музей, с очень незначительным количеством экспонатов. Зато со всей атрибутикой, с придыханием описанной авторами пресловутой оды: здесь и люстры, и ковровые дорожки, и зимний сад. И посещает этот «музей» очень небольшое количество людей — что в нем интересного-то увидишь?
А когда-то в ДУ на постоянной основе работали (кроме 8 научных коллективов) масса самоокупаемых кружков, известная Школа садоводов, Литературная гостиная, куда приезжали на встречи люди из Новосибирска и окрестностей, был здесь и филиал Новосибирской картинной галереи, где регулярно проводились экспозиции классической и современной живописи, приезжали на гастроли отличные театральные коллективы. Когда мы всё это успели «сдать» за ненадобностью? И от большого ли ума? Вряд ли…
В своё время Вы, Александр Семёнович, не боясь, «пустили свежую кровь» в одно из подразделений СО РАСХН (которая, правда, скоро «закисла»). Не пора ли и в «артерии» ДУ пустить, если уж не кровь, то похожую на неё жидкость, для того чтобы этот храм стал истинным Храмом творчества, науки, искусства, общества. Чтобы в стенах этого Храма демонстрировались действительно уникальные экспозиции, звучали по-настоящему талантливые выступления, работали на благо общества клубы иностранных языков и прочие секции и отделения, клуб межнаучных контактов, музыкальная гостиная, поэтический салон, чтобы отдача от активной деятельности этого заведения была реально полезной обществу. Зажечь такой очаг культуры в Краснообске, да и где бы то ни было, куда благороднее и полезнее, чем пусть даже уникальные «хрустальные люстры». Внешний антураж у этого помещения уже есть, дело осталось за малым: начать реальную работу. Было бы желание…
Коллектив авторов под руководством В. Крапивина |