Краснообская специализированная школа спортивно-оздоровительной верховой езды была создана в 2002 году как отделение от СДЮШОР, которая находится на улице Станционной (ипподром). За четыре года многое в школе изменилось. Об этих переменах и вообще о школе наш корреспондент беседовал с куратором ипотерапии Еленой Чалковой.
Елена Владимировна, что представляла собой Ваша школа на этапе своего становления?
В наше распоряжение было предоставлено несколько лошадей, уже закончивших спортивную карьеру. Бывшие чемпионы, имеющие в своем послужном списке не одну награду, были просто изуродованы спортом: букет болезней — это цена за их спортивные достижения.
И многие дети стали задаваться не детскими вопросами: имеет ли человек право эксплуатировать здоровье лошади ради удовлетворения своих амбиций, достижения славы и денег. В любом другом виде спорта человек отвечает за себя сам, принося в жертву свое здоровье, силы и время. Лошади же не оставляют выбора, добиваясь подчинения, ей наносят психические и физические травмы. Механизм воздействия человека на лошадь является трензель — железный стержень, который помещается во рту у лошади. При грубом управлении поводом, резких движениях руками очень травмируется рот лошади. И поскольку у нас образовалась большая группа детей, которые тянутся к общению с лошадьми как таковому, а не ради результатов, мы решили развивать это направление, где ценятся дружеские отношения с лошадью, езда без трензеля, выполнение цирковых элементов без давления на лошадь. Но поскольку мы являемся отделением спортивной детской юношеской школы олимпийского резерва по конному спорту, мы должны поддерживать спортивное направление.
А как появилась идея создать отделение ипотерапии?
Можно сказать, что идея создания такого направления одновременно пришла в голову нескольким специалистам. Ведь ипотерапия — лечебная верховая езда — уже давно популярна во всем мире и считается одним из лучших методов реабилитации инвалидов. Я давно сотрудничаю с центром комплексного социального обслуживания «Добрыня». И на одной из встреч при обсуждении этой темы встретила полное взаимопонимание со стороны руководителя центра. И работа пошла… Были выделены ставки врача и инструктора. Мы перенимали опыт у аналогичных подразделений, изучали специальную литературу.
А какие заболевания лечатся ипотерапиией?
Конечно же, это, в первую очередь, ДЦП, затем аутизм, сколиоз, речевые патологии (заикание, задержка речевого развития), синдром дефицита внимания, синдром Дауна. Очень хороших результатов мы добиваемся у детей дошкольного возраста, страдающих заиканием. Речь — это определенный ритм — ритм дыхания проговаривания фраз, слов. И если этот ритм синхронизирован с движением лошади и закрепляется на логопедических занятиях, эффект поразительный. У детей дошкольного возраста результат положительный в 90% случаев. А вот у подростков и взрослых заикание лечится значительно сложнее.
Тяжелее всего достичь положительных результатов с ребятишками, страдающими аутизмом. Эти дети живут в собственном мире, не вступают в социальный контакт. Получается, что мир лошади открывает дорожку к людям.
Вообще спрос на ипотерапию большой?
Нам постоянно звонят из города из отделений соцзащиты. Желающих заниматься — море, но большинству приходится отказывать. Ставка нашего врача-ипотерапевта финансируется отделением соцзащиты нашего района, и мы стараемся в первую очередь закрыть потребности Новосибирского района, хотя иногда и делаем исключения.
Если лошади помогают справляться с такими сложными психическими заболеваниями, наверное, есть и другие нежелательные психические отклонения, с которыми увлечение лошадьми помогает справиться?
У нас многих ребят приводили родители, обеспокоенные тем, что детей нельзя было оторвать от компьютеров — теперь этих ребятишек не оторвать от лошадей.
Чем еще дети у Вас занимаются?
Вообще, они у нас с утра и до вечера. Прибегают к 9 утра и в 7 часов вечера нам их просто приходится выгонять. Некоторые даже обедать домой не ходят, а приносят обед с собой. И это при том, что все ухаживают за лошадьми, а это не только для детей, но и для взрослых большой труд. Наши дети делают стенгазеты, смешные коллажи. Многие ребята замечательно рисуют лошадей, фотографируют. Затем из фотографий делаем сами открытки, которые потом раздариваем. В общем, занятия по душе для всех находятся.
|