5 октября по всей России отмечался День учителя. Я уверена — много добрых слов и пожеланий услышали учителя в этот праздничный день. В большинстве своём искренних, вызванных неподдельным чувством благодарности и уважения. Примите и мои поздравления, уважаемые коллеги!
Октябрь — один из последних месяцев этого года, объявленного в России Годом учителя. На церемонии открытия, которая состоялась в январе в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена, Президент РФ Д. А. Медведев отметил, что проведение Года учителя в России — это дань уважения благородному учительскому труду, выразил надежду, что 2010-й станет годом позитивных перемен. А также сообщил, что им утверждена образовательная инициатива «Наша новая школа». Это был первый подарок в Год учителя не только учительству, но и всей нации, ожидающей позитивных перемен сфере образования. Как истинный подарок, инициатива «Наша новая школа» была подготовлена чиновниками от образования почти втайне. Но, видимо, скромность побудила их при обнародовании этого «подарка» не называть своих имен и преподнести его учительству от имени нации. В Указе Президента РФ от 4 февраля 2010 года речь идет о Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Представляю недоуменные лица учителей, раскрывших этот «подарок» (выше названный Указ Президента): «Новая школа — это школа для всех». — А что, до сих пор она таковой не являлась? «Новая школа — это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет». — А сегодняшние учителя, в большинстве своем, не такие? Такие ожидаются только в «новой» школе? «Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя — ключевая особенность школы будущего». — Получается, что только в «новой». Вот она — дань уважения к благородному труду учителей не школы будущего», а школы сегодняшней!
Но сердце даже сильно обиженного смягчается, когда он читает такие строки Указа: «Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства. А главное — привлечь к учительской профессии молодых талантливых людей». — Вот тут уж не поспоришь — стимулы, особенно материальные, очень нужны, чтобы учитель не думал, как прокормить семью и где подработать, не изматывал бы себя непосильными нагрузками. И совсем успокаивают душу обиженных несправедливой действительностью такие строки Указа: «Школы станут современными зданиями — школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой — столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством».
Те, кто прочел этот Указ в начале февраля, ожидали, что Президент и Правительство Год учителя используют для того, чтобы перейти от мечтаний к делу. Но итоговая фраза Указа уже давала понять, что дел с участием государства, с серьезными государственными финансовыми вливаниями в 2010 году не планируется: «…инициатива «Наша новая школа» должна стать делом всего нашего общества» (логично: нация инициировала — нации и выполнять. Мудры же наши чиновники!).
Прошедшие 10 месяцев года показали, что реализацией планов, разработанных в соответствии с инициативой «Наша новая школа», занимается, в основном, общество (общественные организации, фонды, отдельные граждане). Например, у нас в Новосибирске заработная плата учителей в этом году за счет государственного и регионального финансирования не приросла ни на копейку. Но, видимо, понимание того, что учитель в «рыночной» России выживает с трудом, есть. Поэтому решено… поставить учителю памятник. Правда, и на него государство не раскошелилось — все организовано так, что памятник создавался методом народной стройки. Видела его по телевизору — кажется, хороший получился памятник. Но очень сомневаюсь, что он станет моральной поддержкой для рядового учителя, педагога (лучший памятник для любого учителя — добрая память в сердцах его учеников). Памятники — мертвым. Живым надо на что-то жить, учить своих детей и учиться самим, полноценно отдыхать, путешествовать (чтобы познавать мир), поддерживать свое здоровье (чтобы иметь возможность полноценно трудиться). Попробуй это сделать на ставку, например, в 4900 р.!
Указ Президента давал надежду на «позитивные изменения» в системе финансирования сферы образования и оплаты труда её специалистов: «Система материальной поддержки — это не только дальнейшее увеличение фондов оплаты труда, но и создание такого механизма оплаты труда, который позволит стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы…». Какие же механизмы в результате созданы или хотя бы намечены?
В апреле принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации закон ФЗ-83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». По-другому его ещё называют законом о коммерциализации бюджетной сферы. Это второй подарок учителям и школе в Год учителя. В соответствии с ним, планируется с 1 января 2011 года перевести бюджетные учреждения (к которым и относятся учреждения образования) со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания; предоставить право бюджетным учреждениям заниматься приносящей доходы деятельностью; устранить субсидиарную ответственность государства по обязательствам бюджетных организаций и т. д. Реформа задумана радикальная: бюджетникам (в том числе учителям) предстоит либо приспособиться к рыночным условиям, научиться зарабатывать деньги, либо уступить место более успешным коллегам. Замысел реформаторов — сделать значительную часть учебных учреждений автономными, чтобы снять финансовую ответственность государства и принудить их самостоятельно зарабатывать деньги на своё содержание.
А как же «школы нашей мечты», о которых писал Президент в своем Указе за 2 месяца до утверждения этого закона? Как может бюджетное учреждение сокращать внутренние издержки? Уменьшать зарплату персоналу? Или посадить в одном классе 50 человек? Или уменьшить коммунальные платежи, введя лимиты, поставив счетчики? Но такая экономия имеет предел — ведь в школе должно быть светло, тепло и чисто. Требование к школе сокращать издержки противоречит её назначению — школа должна учить, а государство должно обеспечить такое её финансирование, чтобы она могла эффективно выполнять свою функцию. Очевидно, что нынешнее государство не хочет этого делать. «Выкручивайтесь сами, — вот что говорит государство государственным же учреждениям. — Я не хочу вас содержать. МИФин считает, что бюджетники работают плохо и неэффективно. Они слишком много получают».
Реформа российской школы — движение вперёд или путь в никуда? Так звучала тема конференции Новосибирского регионального отделения Общероссийского общественного движения «Всероссийский женский союз — надежда России», прошедшей в Новосибирске в середине сентября. Делегаты конференции, в большинстве своём женщины-учителя, говорили о том, что этот закон представляет серьезную угрозу для сферы образования и общества в целом. Он уводит школу за рамки государственного содержания и финансирования, что, несомненно, приведёт к увеличению доли платного образования. Платное обучение в системе школьного образования противоречит положениям 43 статьи Конституции РФ, которая гарантирует «общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях…». На сегодня половина российских школ, особенно в малых городах и селах, находится в аварийном состоянии, а число россиян с доходами ниже прожиточного минимума непрерывно растёт и в 1 квартале 2010 года составило уже 20,6 млн. человек. В таких условиях уход государства от ответственности лишь усугубит положение. В связи с появлением в школе платных общеобразовательных услуг социальное расслоение ускорится в разы. ФЗ № 83 противоречит положениям статьи 7 Конституции России, провозглашающей, что Российская Федерация — социальное государство.
Этот закон представляет серьезную угрозу для образования и потому, что замена бюджетного финансирования государственным заказом открывает широкий простор для коррупции и даёт чиновникам право закрывать, якобы, нерентабельные школы, а директорам школ заниматься коммерческой деятельностью. Школы, ставшие автономными учреждениями отвечают по обязательствам своим имуществом. Воспользовавшись этим законом, проще будет подвести к ликвидации малокомплектные сельские школы.
По мнению участников конференции, для движения российской школы вперед необходимо:
— разработать, провести широкое обсуждение в обществе и принять новую программу развития образования, учитывающую интересы большинства населения страны и перспективы развития стратегических отраслей экономики, новых технологий;
— прекратить закрытие сельских школ под предлогом «оптимизации»;
— поэтапно увеличить доли расходов ВВП на образование с 3,5% до уровня развитых стран (11–20%);
— повысить базовые ставки оплаты труда педагогов России, как минимум, до уровня средней заработной платы в стране;
— приблизить учителей по социальным гарантиям к государственным служащим.
Движение российской школы вперед возможно только в случае, если образование действительно станет основным приоритетом нашего социального государства — с государственными обязательствами и гарантией их выполнения.
Получит ли когда-нибудь нация такой подарок?
Мальцева Ольга Дмитриевна,
председатель Краснообского отделения Общероссийского женского движения «Женский союз — надежда России»
|