В последние недели этот сакраментальный вопрос прямо-таки повис в воздухе. Было ясно, что им задались сотни жителей поселка. Многочисленные звонки и запросы ежедневно поступали и в редакцию газеты, и в муниципалитет. Люди крайне взволнованы тем фактом, что средь бела дня рядом с поселком вдруг совершенно неожиданно стали производить массовую вырубку леса. Такого беспредела не помнят даже самые давние старожилы.
Березовый лес, начинающийся прямо за огородами «Росинки», вдоль «народной лесной тропы», а зимой — «народной лыжни», ведущей в «Тихие зори», действительно дорог жителям. Без преувеличения, это «святая святых», любимая зона отдыха, лёгкие поселка. По дорожкам в этом лесу ежедневно гуляют сотни людей. Люди и до сих пор уверены: это место имеет законный иммунитет, особую неприкосновенность.
Разве наши депутаты не утвердили эту землю как зону рекреации, т. е. оздоровления? Казалось, всё здесь под контролем. Оказалось, нет.
Начав своё журналистское расследование, мы, конечно, с самого начала догадывались, что всё это неспроста. Потому что ведь «спроста» у нас ничего не делается. Попробуйте взяться «пробить» какое-нибудь полезное дело — например, построить дом для бедных, провести водопровод или газ или хотя бы просто получить участок и технические условия на строительство… Не пробовали? И слава Богу. Вам что, жизнь надоела… Не в том смысле, что убьют, но душу вынут… А здесь всё так подозрительно гладко. И чересчур нахраписто. Создается ощущение, что здесь орудует кто-то очень могущественный, стоящий «над законом», которому многое, если не всё, позволено… И кто это у нас такой смелый?
Дороже денег
Вы уже начали догадываться, какого рода птица, а главное, зачем залетела в наши пенаты? Нет? Тогда следите за руками…
На «месте преступления» наши корреспонденты попытались разговориться со «смуглыми людьми», которые, вооружившись бензопилой и топорами, азартно валили белоствольные березы. Но получили от них решительный отказ дать какую-либо информацию о творящемся. Ссылались порубщики на строжайший запрет «хозяина» разглашать что-либо. Бубнили настойчиво, что всё законно, обращайтесь, мол, в администрацию или прокуратуру, там вам «всё объяснят». На «прокуратуру» нажимали особенно, видимо, в силу своего среднеазиатского менталитета, полагая, что упоминание о лицах, наделенных серьезными полномочиями, должно вселить в нас первобытный страх и навсегда отбить охоту «копаться» дальше. Уроженцы южных стран и так по-русски изъяснялись с трудом. А уж «косить» под не понимающих, в чем они замешаны, у них получалось очень естественно. Мол, «моя твоя не понимай», и вёе тут.
Странно всё это, не так ли? Ведь если делается что-то честное и законное, то зачем скрываться? Если вырубаете лес, будьте добры, объясните зачем и на каком основании. А если паче чаяния затевается какое-то строительство, то и вовсе требуется вывесить паспорт объекта с указанием всех параметров и сроков, телефонов и фамилий. Ведь если всё законно, то чего ради прятаться от людей? Всё должно быть прозрачно.
Нас интересовали разрешительные документы на вырубку леса. Документов нам так не предъявили — за неимением таковых у рабочих. Связаться с начальством наотрез отказались. Лишь с маниакальной настойчивостью твердили: прокуратура, прокуратура, всё у прокуратуры. — У какой прокуратуры? — У областной…
Всё. Приехали.
Вот вам и расцвет «местного самоуправления»
После маловнятного разговора с гастарбайтерами мы стали самостоятельно «выуживать» сведения о строящемся объекте. Вскоре установили, что на территории вырубаемого леса площадью то ли 15, то ли 25 га появится дачное общество «Планета». Некоммерческое партнерство с таким названием было зарегистрировано в марте 2008 г. Судя по открытым источникам, его юридический адрес — ул. Нижегородская, дом 119. Городская информационная система «ДубльГис» нам ничем не помогла — такое здание там просто не значится. Скорее всего, — это какой-то одноэтажный частный дом. А может, такого дома уже давно и нет… Одним словом — всё, как и положено, в духе загадок и конспирации.
Попытка получить информацию у районной прокуратуры к успеху также не привела. Районный прокурор Тамара Соловьёва отказалась общаться по телефону. Зато обещала дать разъяснения, но только письменные, ознакомиться с которыми, видимо, удастся лишь в начале следующей недели.
Мы обратились с вопросами к муниципальным властям. Удалось установить, что участок вырубаемого леса находится в границах муниципального образования. Он не прошел процедуры разграничения государственной собственности на землю. Право распоряжаться такой землей по закону с 2006 г. принадлежит районным властям. Лесной массив, кстати, с юридической точки зрения, не является «лесом». В Краснообске по сей день отсутствует генплан поселка и не проведено зонирование территорий. Поэтому на краснообские березки и лиственницы как бы не распространяются запреты и ограничения, существующие в отношении их юридически «оформленных» лесных собратьев. Такой лес проще, считая «ничейным», «пилить» под разнообразные нужды. Что успешно и делается.
Председатель Совета депутатов Елена Меренкова заявила, что вообще впервые слышит о происходящем и пообещала разобраться. Елена Васильевна — юрист, и по ее утверждению, что бы там ни делалось, творится незаконно, т. к. хотя нашей землей сейчас распоряжается район, но любое выделение земли в границах нашего поселения должно обязательно согласовываться с Советом депутатов. А в данном случае наши депутаты оказались не в курсе…
Против лома…
Глава Краснообска Дмитрий Лейман смог мало добавить к полученной нами информации. Он подтвердил, что у «хозяев» участка действительно имеется разрешительная документация. Он с нею был ознакомлен. Самих документов, связанных со строительством и вырубкой леса, на руках у главы нет. Земля в аренде. Вроде бы под дачное строительство. Поскольку в решении вопроса муниципалитет участия не принимал, то ни о площади земли, ни о предполагаемых планах на застройку глава не знает. Решение прошло мимо краснообских властей. Подписано на районном уровне. Заинтересованных лиц нужно искать существенно выше. Как они там договорились с районом, одному Богу известно. Что же касается жителей поселка, то кто же нас спрашивать будет… Не «царское» это дело… И тем более не прокурорское.
Редакция не оставляет надежды разобраться, кто конкретно затеял вырубку леса под якобы «дачное» строительство. Хотелось бы узнать, имеют какой-либо вес органы местного самоуправления в решении вопросов, затрагивающих интересы поселка. А заодно понять, есть ли в стране порядок, кто и как за ним следит и для всех ли един закон.
Ольга Морозова
|