Станет ли доступным «доступное жилье»? (Окончание) |
|
|
27.06.2008 |
Но «гладко было на бумаге». Тот же министр регионального развития РФ Дмитрий Козак на последней встрече с Президентом РФ пожаловался Дмитрию Медведеву на возможные трудности, с которыми может столкнуться Фонд содействия жилищному строительству при попытках отобрать у учреждений неэффективно используемую землю. Неясно, как можно определить земельный участок, подлежащий изъятию из госсобственности в Фонд, — в законодательстве критерии неэффективности использования земельных участков не описаны. А без четких критериев оценки неэффективности любая комиссия, изыскивающая неиспользуемые земельные участки, будет быстро коррумпирована.
Газета «Ведомости» в статье «Отчудить миллион» (№ 111 (2133) от 19.06.2008) описала другого рода проблему, с которой может столкнуться Межведомственная правительственная комиссия по контролю за передачей земель в регионы на примере одного из крупнейших землепользователей — Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН).
По словам газеты, Счетная палата РФ проверила (отчет есть у «Ведомостей»), как распоряжаются землей (более 7200 га) четыре научных учреждения РАСХН — в Москве, Московской и Тверской областях. Оказалось, что две трети земель для научных целей не используются, почти 99% из них сдано в субаренду коммерческим организациям, 55,7 га наиболее ценной земли (Москва и внешняя сторона МКАД) передано компаниям по инвестсоглашениям.
Счетная палата описывает и механизм отчуждения земли. Опытная станция «Центральная» Всероссийского селекционного института садоводства и питомниководства переоформила право бессрочного пользования на право аренды, заключив соответствующий договор на 4 га земли на внешней стороне МКАД с минимуществом Московской области (арендная плата — 812 руб. в год). Затем правительство области изменило целевое назначение земли — с сельскохозяйственной на промышленную. «Центральная» в 2006 г. сдала землю в субаренду за 4,2 млн руб. в год. Как полагают экперты-риэлтеры, долгосрочная аренда такого участка в 2006 г. могла давать $1–1,5 млн в год.
Это есть скрытая продажа земли — делает вывод аудитор Счетной палаты Михаил Одинцов, проводивший проверку Россельхозакадемии. Учреждение не может распоряжаться участком, на который у него право бессрочного пользования, без согласия собственника (Росимущества), а вот арендованным — может, объясняет замдиректора департамента Минэкономразвития Андрей Ивакин: заключая инвестсоглашения, учреждения фактически сдают землю в субаренду, субарендатор строит на ней объект и получает приоритетное право ее выкупить всего за 7,5–45% (в Москве) кадастровой стоимости.
О злоупотреблениях с использованием федеральных земель, находящихся в пользовании Россельхозакадемии в Орловской области, поведало орловское агентство печати «Красная стрела». Там при пособничестве губернатора Орловской области Егора Строева по аналогичной схеме было «умыкнуто» 255 га ценной сельскохозяйственной земли из владений Всероссийского научно-исследовательского института селекции плодовых культур Росселхозакадемии.
Как видно из примеров, отработана целая технология досрочного «изъятия» федеральных земель Россельхозакадемии из научного оборота. Владельцами «изъятых» земельных участков становятся не регионы, как предполагается федеральной программой, а вполне конкретные лица и организации.
Вскрытие нарушений не означает, что у государственных землепользователей отберут «неэффективные» земли. У «нарушителей» есть целый арсенал юридических приемов и уловок, чтобы с минимальными потерями сохранить выведенную из-под федерального контроля землю. Может выясниться, что значительная часть подлежащих изъятию земель уже передана в аренду, внесена в уставные капиталы, заложена в обеспечение кредитов, передана в доверительное управление. Как поступать с такой землей — непонятно. Но простор для коррупционных преступлений открывается огромный. Можно только предполагать, сколько сейчас «стоит», например, внесение задним числом дополнительных записей в земельный кадастр…
Ясно одно — новый передел земельной собственности в пользу государства будет сопровождаться серией затяжных конфликтов, в которые будут втянуты все, от судебных органов до муниципальных администраций и коммерческих структур. А вот достанется ли хоть маленький кусочек «земельного пирога» простым людям — это вопрос открытый.
Артем Сомов |