Татьяна Алексеевна Кулакова, преподаватель географии школы № 1, продолжает дело своих родителей.
Татьяна Алексеевна, какие предметы преподавали Ваши родители?
Папа, Лыков Алексей Михайлович, историю. Он учителем стал, будучи студентом исторического факультета Томского госуниверситета. Более того, он, ещё студентом стал директором школы. Мама — Лыкова Любовь Фёдоровна окончила Болотнинское педучилище и 43 года проработала учителем начальных классов в школах Новосибирского района.
А что представляла собой школа, в которой они начинали работать?
Начиналось все в Криводановской школе. Криводановка — вообще-то село старое — в этом году отметила своё 305-летие. А в те времена деревня тогда совсем глухая была: папа пешком из Криводановки ходил в центр города в районо за книгами, приносил их в рюкзаке на загривке. Это было в начале 60-х годов.
Школа в то время была, пожалуй, главным очагом культуры в деревне, центром притяжения детей. Для них там был создан клуб «Бригантина», о котором увлекательно рассказывает в своей книге «Бригантина поднимает паруса» Алексей Михайлович.
Папа с мамой продолжают поддерживать связи с Криводановской школой, регулярно встречаются с выпускниками и учителями.
Что касается «Бригантины», то этот клуб он несколько лет назад и у нас в Краснообске организовал. И сейчас, уже не работая в школе, папа помогает мне в работе с ребятами: с ветеранами встречи организует, уроки мужества проводит, в походы нас водит. Дети его любят и всегда просят рассказать что-нибудь интересное, а рассказчик он замечательный.
В 2002 году при подведении итогов конкурса «Сердце отдаю детям», в котором мы принимали участие, Наталья Толоконская вручила моим родителям медаль « За преданность детству»: тогда эта награда впервые была учреждена и они в числе других первыми ее получили.
А потом, после Криводановки, в каких школах они работали?
Затем — Марусинская школа № 24. Об этом периоде работы родители рассказали в книге «Дорогою добра». Потом мы переехали в Краснообск и Краснообские школы стали для нас родными: в них работали мои родители, учились и учатся их дети и внуки.
Если Вы росли в семье с такими серьезными преподавательскими традициями, когда пришло время решать, какую профессию выбрать, никто не возражал против Вашего выбора?
Совсем нет. Бабушка, видя то, сколько сил у детей уходит на все, не хотела, чтобы мы с сестрой выбрали эту работу. Если учесть то, что из-за загруженности родителей на работе, большую роль в нашем воспитании играла бабушка, то можно представить, что ее мнение было далеко не последним. Но, несмотря на это, сестра поступала в пединститут, но неудачно. И на следующий год поступила в НСХИ (сейчас НГАУ) на экономфак — тут бабушкины мечты сбылись — она очень хотела, чтобы кто-то из нас был бухгалтером.
Но меня никому не удалось убедить. И мой главный аргумент был, что я хочу работать с людьми, а не с бумажками. А другой работы с людьми, кроме как работы в школе я не представляла.
Почему вы выбрали географию?
Специальность, на которую я поступила называется «география и биология». Вообще мне нравились языки и география, и я нацелилась на специальность «география и английский язык», но буквально накануне моего поступления её убрали. Вот и осталась география.
Как Вы объясняете ученикам необходимость для них географии?
У меня в классе висит лозунг: «Без географии вы нигде».
Сейчас география это не описательная наука. Практически все нанесено на карту, и география отвечает на вопросы более сложные: «почему» и «как». Например: постройка Новосибирского водохранилища. ГЭС совершенно не решила проблем энергетических, но зато под воду ушла масса плодородных пойменных земель, и дома, и железнодорожное полотно в районе Бердска неоднократно подмывалось и перекрывалось. Были аварии. А ведь это магистраль союзного значения. А вот строительство двух монстров на Енисее — Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС — оправдано. Там берега сложены твёрдыми горными породами. Берега переходят в дно: получается огромный резервуар и никакого безбрежного океана, размывающего берега. Сейчас большой интерес представляет строительство гидроэлектростанций на малых реках, т. к. они наносят наименьший вред природе. Ещё пример: в Каспийском море есть залив Кара-Богаз-Гол. Посчитали, что море мелеет из-за испарения воды с поверхности залива. Было решено построить плотину между ними и тем самым предотвратить обмеление Каспия. Результатом этого недальновидного решения стало образование корки соли на освобождённой от воды поверхности земли. Ветры, которые здесь нередки, поднимают соль в воздух, и люди этим дышат. Пришлось пробурить скважины в плотине, и снова пустить воду в залив. Не учитывая таких взаимосвязей в природе, образованные люди способны допускать подобные ошибки. А проблема поворота сибирских рек на юг, так сказать вспять. Только усилиями учёных-географов удаётся пока не допустить очередной ошибки в отношениях человека и природы.
Да и на обычном житейском уровне без географии не обойдешься. Например, вы наверняка будете себя неловко чувствовать, если человек, который не живет в городе Новосибирске, будет больше знать о вашем городе,чем вы. Вот совсем недавно мы с учителями ездили на Алтай. Это становится в нашей школе уже традиционным: в прошлом году осенью мы отдыхали на турбазе «Царская охота», зимой — в Горной Шории, а в этом году — на Телецком озере. Так вот к разговору о значении географии. Оказалось, что наш экскурсовод был не очень осведомлен о происхождении названия Телецкое озеро или как его называют алтайцы Алтынколь. Он на ходу был вынужден выпутываться из затруднительного для себя положения. Известны разные версии названия. Например, есть легенда о том, что давным-давно на Алтае было найдено золото, которое явилось причиной раздора местных народов. И чтобы раздоры прекратить, люди собрали всё золото и выбросили в озеро. В переводе на русский язык « алтын» — золото, «коль» — озеро. А Телецким озеро назвали, потому что по его берегам жил народ — телесы. Нам название Алтынколь «объяснили» просто, потому что здесь алтайцы живут. А география и происхождение названий объясняет. Эта наука называется топонимика.
Как вам современные дети?
Когда меня спрашивают, как вы работаете с современной молодежью, я отвечаю, что когда я училась в школе, у нас был очень боевой класс и, тем не менее, учителя с нами справлялись и давали хорошие знания. Сейчас я работаю в той же школе, где я училась, и мои учителя стали моими коллегами. Но я по-прежнему продолжаю у них учиться. А дети, как и взрослые люди очень разные. У каждого свои особенности, свои достоинства и недостатки. Нужно просто уважать ребёнка и учить его уважать других людей. Я часто напоминаю детям известные слова: «Относись к людям так, как хотел бы, чтобы люди относились к тебе». Дети — это отражение общества. И если нам не нравится что-то в современных детях, то это не только их вина. Современные дети — это дети своего времени. А «времена не выбирают: в них живут и умирают».
Я слышал, что Вы в числе других учителей встречались с Шалвой Амонашвили. Что он за человек?
Его называют Учителем учителей. Он учит понимать ребёнка, принимать его таким, какой он есть.
У нас многие опытные учителя со стажем после встреч с Амонашвили жалели, что этого не произошло раньше. 5 дней общения с этим необыкновенным Человеком были для нас настоящим праздником. И ещё долго в ушах стоял его голос с грузинским акцентом, такой притягивающий и завораживающий.
А о чем он говорит, в общих чертах?
Говорит об идее гуманно-личностной педагогики, которая гласит: «Ребенок не только готовится к жизни, но он уже живет». Поэтому нужно помочь ребёнку открыть саму жизнь, помочь ему черпать опыт из неё для её же улучшения. «Развивать и воспитывать в ребёнке жизнь с помощью самой жизни»,— так считает известный педагог Шалва Александрович Амонашвили.
Беседовал Антон Кузнецов
|