С Виктором Степановичем Гребенниковым в последние годы его жизни нас связывали дружеские и творческие отношения. Мы много и интересно общались, записывали его очередные «Письма к внуку» на аудиокассеты, даже придумывали вместе детектив с «гравитопланным» сюжетом. Виктор Степанович ушел из жизни, но продолжает жить в памяти, действует его Музей агроэкологии и защиты окружающей среды при Сибирском НИИ земледелия и химизации, книги его по-прежнему читаются, и вызывают интерес работы и идеи этого неординарного человека. Так, прочитав в Интернете главу из его книги-итога, книги-завещания «Мой мир» заинтересовался его наследием и специально приехал в Россию снять о нем фильм английский художник Ник Лессинг.
Он побывал в музее, посмотрел сферораму «Степь реликтовая», встречался с внуком Гребенникова Андреем, с бывшими учениками детской художественно-экологической студии, добрался даже с помощью энтузиастов из Краснообска до бывшего микрозаповедника насекомых, который располагался на землях ОПХ «Элитное». Там «на природе» он снял небольшое интервью с Андреем. Символично, наверно, что там же, совсем недалеко от шоссе, он нашел редчайшую бабочку, мертвого, но целого Махаона, которую в наших краях даже многие биологи не встречали. «Не иначе как силы небесные вам подарок подкинули в благодарность за ваше внимание к Гребенникову», — сказала сопровождавшая Ника Наталья Соловьева.
А на Западно-Сибирской киностудии английского художника ждала уже совсем не символическая находка, там нашли старый документальный фильм о работе Виктора Степановича «шмелиные холмы», снятый в Омске в 1971 году. Оператор Анна, повсюду сопровождающая Ника, пересняла его на видеокамеру.
Вообще Ника Лессинга интересуют нетрадиционные взгляды на мир, науку, выдающиеся открытия, которые не получили широкого признания. Поскольку он сам художник, то его особенно увлекает та область науки, которая пересекается с искусством. Творчество Гребенникова оказались для этого идеальным объектом.
Может быть, англичанина немного разочаровало то, что нашумевший в свое время «гравитоплан» Гребенникова — это талантливая мистификация, о которой знали только родные и я (наверное, единственный человек со стороны), но Ник этого не показал. Его вполне устроило объяснение, что таким образом Виктор Степанович привлек в свое время внимание к своим работам, к проблемам защиты природы, к книге «Мой мир», которая тогда готовилась к публикации.
Да, Виктор Степанович ушел от нас, но остается то, что он сделал. Мир, а может быть, даже целые миры Гребенникова. Художественные, научные… В которых уже не нужны сенсации, так как они интересны сами по себе.
Остается пожелать Нику творческой удачи с его фильмом! И теплых воспоминаний о Краснообске, Новосибирске, Сибири!
Андрей ПОДИСТОВ
|