Британский художник Ник Лэссинг, заинтересовавшийся работами Виктора Гребенникова и впервые приехавший в Россию с целью изучения наследия нашего земляка, пришел в редакцию газеты «Краснообск», любезно согласился дать интервью нашим корреспондентам.
Ник, чем Вас заинтересовал Гребенников и где Вы впервые о нем узнали?
Гребенников интересен в целом как неординарная личность, как художник, исследователь и изобретатель. Впервые узнал о нем на сайте keelynet.com. Это сайт для тех, кто интересуется поиском альтернативных источников энергии Free Energy (свободная энергия).
На этом сайте немало мистического, и именно благодаря этому, наверное, там оказалась автобиография Гребенникова «Мой мир», где он описывает свой полет на гравитоплане в 1990 году. Интересно то, что за исключением этого эпизода, все остальные факты его биографии не содержат какой-либо мистики.
А как Вы сами относитесь к такого рода мистике?
Я не занимаю по отношению к этому какую-то жесткую позицию «за» или «против». В этом, или в попытке людей создать, например, вечный двигатель много странного, противоречащего мнению большинства ученых. Но людям свойственно ошибаться. Ученые тоже люди. Тем более, что многие великие открытия сделали дилетанты. В определенном смысле открытие — это дело случая.
Поэтому, быть в чем-то стопроцентно уверенным — это не слишком предусмотрительно.
А Вы сами пытались создать вечный двигатель?
Да. По схеме одного итальянца. Но он, к сожалению, больше 3-х дней не проработал.
Нужно сказать, что Ник вообще очень увлечен таким направлением современного искусства как cinematic-art («движущееся» искусство).
Когда речь зашла о представителях современного искусства, которых Ник выделяет из общего ряда, то первым он назвал Жан Тэнгли, «укротителя танцующего металлолома», который создает многие свои произведения действительно из металлолома и при этом заставляет этот металлолом при помощи различных приспособлений двигаться и «танцевать».
На творчество Тэнгли оказали влияние русский авангард 20-х гг. Более того, среди его произведений есть скульптуры Маркса и Энгельса — сам Жан Тэнгли в 40 гг. состоял в Компартии Швейцарии.
Ник, должно ли искусство, на Ваш взгляд, чему-то учить? Или все-таки искусство существует ради искусства?
Я считаю, что искусство — это способ посмотреть на мир другими глазами, глазами ребенка, чтобы открыть для себя новое в уже известных вещах.
С чего началось Ваше увлечение искусством?
Практически все дети начинают рисовать в возрасте 3–5 лет. Можно сказать, что все начинают увлекаться искусством в одно и тоже время. Просто есть те, кто прекращает этим заниматься, и те, кто продолжает. Я отношусь к последним. В общем, сначала были карандаш, краски, а потом я увлекся современной скульптурой.
В колледже искусств, в Лондоне, где я учился, большое внимание уделялось изучению именно современного искусства, европейского и американского.
Особенно интересовало искусство, связанное с использованием видео, нравилось работать со светом. А в последнее время стало интересовать создание машин, аппаратов. Также интересуют сами люди, которые эти изобретения создают. И Гребенников как раз такой человек.
Есть ли среди Ваших произведений такие, которые вы могли бы особо выделить, или все ваши «дети» — любимые?
Я особо над этим не задумываюсь. Просто когда работаешь, всё, что ты делаешь, может послужить толчком к созданию нового. В процессе работы рождаются новые идеи, а о том, насколько удачна та или иная работа, особо не задумываешься.
Почему Вы сейчас живете именно в Берлине? Чем Вам Лондон не угодил?
В Лондоне, особенно в последнее время, темп жизни сильно увеличился. Все куда-то спешат. Ты спешишь вместе со всеми, и мало остается времени, чтобы задуматься над тем, кто ты есть, куда ты бежишь и так ли тебе это необходимо?
Берлин в этом плане более спокоен.
По большому счету, сейчас нет огромной разницы, где жить, тем более, что среди художников это распространено: переезжать с места на место. Жить и работать можно где угодно, а для того чтобы показывать свои произведения, достаточно просто привезти свою выставку в любой город.
Беседовал Антон КУЗНЕЦОВ
|